С помощью данного гайда по Total War: Thrones of Britannia вы узнаете о тонкостях игрового процесса в Total War: Thrones of Britannia. Читайте о престолонаследовании, о том, за какой дом играть новичкам, а также о прочих подробностях.
Дома для новичков
У новых игроков всегда встает вопрос о том, за кого же начать партию. Причем, такая ситуация прослеживается не только в Total War, но и в других стратегиях вроде Civilization. По сути, фракция, лидер, дом – определяет стиль, которому нужно придерживаться во время отыгрыша партии. Следует упомянуть, что многие из домов имеют дополнительную историческую цель, из-за которой геймплей усложняется.
1. Есть 6 главных королевств, среди которых Гэлы являются отличными для новичков. Среди всех домов выбирайте Миде. Играя за них, вам придется принимать во внимание историческую цель – захват и объединение всех ирландских земель. Бонус Миде следующий – город, который вы захватили и аннексировали, не подвергается штрафам. Если выберите этот дом, то сможете с легкостью управлять всеми своими союзниками, чтобы не погрузиться со временем в пучину восстаний и измен.
Советую прокачивать Законность, благодаря которой соседние вассалы быстрее примкнут к вам.
Вторичные бонусы! Через каждых 3 летних периода вы можете устраивать Таильтиу – особую ярмарку. Она позволит вам встретиться с разными благородными лордами, чтобы вы смогли заручиться их поддержкой. Также в это время все распри и прочие бедствия останавливаются, так что вы сможете передохнуть, набраться новых сил, и продолжить военные действия. Сами понимаете, что ярмарка обойдется вам в кругленькую сумму. Не забывайте и о том, что когда вас штурмуют, устроить Таильтиу нельзя.
Также Миде имеют начальный бонус к Дипломатии, что особенно хорошо для вашей исторической цели.
2. В Англии стоит обратить внимание на регион Уэссекса, а именно дом Витан. Выбрав данный дом, вы сможете производить большее количество всех базовых ресурсов. Кроме того, чтобы заработать больше золота, можно увеличить налоги на неприемлемый уровень, а население не будет поднимать восстаний. Во время встреч с другими вассалами, или же при дипломатических переговорах, вам доступно улучшение с положительным или отрицательным эффектом. Последний пригодится в том случае, когда вы задумали устранить ненужного лорда.
Витан более гибок, нежели остальные дома, ведь бонусы позволяют выбирать между несколькими путями развития. В первом случае можно наращивать экономику, при этом не тренировать армию, а нанимать ее у других домов. Во втором случае на первых порах можно удариться в наращивание армии, чтобы впоследствии восполнить экономический пробел грабежами и т.д.
Советую отыграть несколько раз за дом Витан, чтобы научиться комбинировать рост экономики и армии вместе.
3. Мерсия тоже из разряда английских домов. Благодаря специальному навыку Клад вы прокачаете казну, чтобы получать больше золота. Советуется тратить ресурсы Мерсии на улучшение отношений с разными домами. Таким образом, ваша армия будет постоянно пополняться, а вассалы временами будут давать вам положительные эффекты.
Золота Мерсия получает не так много, как Витан, так что пускать его лучше на наем солдат или же на развитие внутренней экономики за счет переговоров с другими вассалами.
Распоряжаться всеми финансами стоит с осторожностью, ведь некоторые вассалы могут получить из-за вашей щедрости отрицательный эффект Жадность, из-за которого могут даже пойти на измену.
Экономика
Самый базовый аспект вашей экономики – сколько денег вы зарабатываете за ход. Чтобы узнать это, просто найдите иконку золота на верхней панели по центру. Зеленый цвет означает, что вы зарабатываете деньги каждый ход; красный же говорит о том, что вы теряете деньги каждый ход. Наведите курсор на число для получения информации о доходах и расходах вашего дома, где само число, соответственно, является показателем ваших растрат.
Если вам нужен более подробный обзор ваших доходов и расходов, тогда перейдите на вкладку Экономика в правом верхнем углу экрана или просто нажмите горячую клавишу 5.
В данной вкладке вы найдете 3 раздела, каждый из которых проинформирует вас о финансах вашего королевства.
- Налоги. Здесь вы сможете увидеть сумму денег, которую получаете от населения, а также то, как налоги влияют на ваше королевство. Доступна функция изменения суммы налогов, которую вы требуете с жителей. Налоги имеют 5 различных ступеней, начиная от Очень низкого – низкий – средний – выше среднего – высокий. Каждая ступень имеет различные эффекты, которые изменяют общественный порядок во всех ваших провинциях, а также количество получаемой вами пищи. Средние налоги не дают никаких бонусов или штрафов, в то время как более низкие налоги дают дополнительный доход, а также общественный порядок, благодаря чему ваши жители становятся счастливее. А более высокие ступени налогов дают дополнительный доход, но повышают шансы восстания. Советую часто регулировать величины налогов в зависимости от того, как идут дела в королевстве. Таким образом, вы сможете получить больше денег, или же подавить восстание. Помните, что штрафами облагаются все подконтрольные провинции, поэтому просто иметь 1 счастливую провинцию и 4 несчастных не стоит. Если ваши провинции слишком недовольны, вы можете на некоторое время просто снять с них налог, перейдя на вкладку Детали провинции и сняв там флажок на пункте Налоговая провинция.
- Торговля. Вкладка торговли показывает, с какими фракциями вы торгуете, чем торгуете (импортируете и экспортируете), и сколько денег за ход вы получаете благодаря этому. В предыдущих играх Total War вам нужно было использовать дипломатию, чтобы запрашивать торговые соглашения с фракциями, но эта функция была упрощена в этой части, и, таким образом, вы будете торговать с каждым домом, если только не находитесь с ним в войне.
- Сводка. Вкладка «Сводка» довольно проста. Вы получаете информацию, благодаря которой сможете узнать детали обо всех различных факторах, влияющих на ваш доход. Взгляните на картинку ниже, чтобы узнать подробности. Справа, например, красным цветом отмечена ваша армия на разных территориях.
Здания
Карта в игре разделена на разные провинции, каждая из которых имеет свои основные и второстепенные регионы. Незначительные имеют всего пару построек, которые являются своего рода местной специализацией, и представляются в виде фермы, рыболовной заставы, шахты и т.д. Более крупные регионы – это те же города, в которых уже есть стены, гарнизон и несколько ячеек для возведения зданий. Количество ячеек можно увеличить.
Слот главного здания – самое левое здание на вкладке, и его можно прокачать до 5-го уровня, а это значит, что вы получите максимум 6 слотов зданий на один город-регион (1 главное здание + 5 дополнительных зданий на ваш выбор). Кроме того, каждое из зданий дарует вам определенные бонусы, но важно знать, что у отдельных домов много своих уникальных построек, так что на их перечисление уйдет прорва времени и текста. Вкратце о бонусах. Здания преумножают сумму денег, которую вы получаете от других подконтрольных провинций, к примеру. Красное или зеленое лицо значит, что вы получаете или теряете X общественного порядка. Значок золотой монеты означает, что здание приносит X золота за ход. Помимо этих есть еще пачка разных эффектов.
Губернаторы
В каждой провинции можно назначить губернатора с помощью вкладки Сведения о поселении или Губернаторы и сословия через меню Фракция (горячая клавиша 8). Губернаторы могут повысить несколько факторов вашей провинции: будет приносить больше золота, общественного порядка, отрицательные эффекты всем врагам, находящимся на территории, или же положительные эффекты всем вашим войска на территории провинции. Каждый из этих эффектов может быть получен путем вложения очков в способности губернатора, когда он занимает место, и путем прокачки его Параметров.
- Команда – бесполезна для губернатора, но хороша для генерала. Старайтесь держать высокопоставленных командиров, чтобы впоследствии сделать из них генералов и командных дворян в качестве губернаторов. Не вкладывайте очки навыков в этот параметр.
- Рвение – может показаться плохим параметром для губернаторов, но на самом деле это не так. Рвение увеличивает общественный порядок в провинции, а также добавляет бонус к дипломатии для всей вашей фракции. В случае если вы боретесь с низким общественным порядком в провинции, наличие губернатора с высоким рвением спасет положение. Рвение прибавляется последователем барда.
Другим важным фактором является то, что у каждого благородного персонажа (как губернатора, так и генерала) есть особые черты, которые могут быть отрицательными, а также положительными. Пример отрицательной черты – Строгость, которая дает -3 к общественному порядку. Пример положительной черты – дает +3 к общественному порядку. В большинстве случаев на каждую черту приходится ее противоположность по показателям.
Последний важный аспект для губернаторов и прочих вассалов – их жены. С их помощью можно улучшить все положительные черты и навыки вашего губернатора или другого высокопоставленного члена провинции. Однако бывают случаи, когда жены дают и отрицательную черту. Чтобы этого не случилось, сравните параметры каждого – они не должны противоречить по смыслу. Грубо говоря, если жена щедрая, а муж жадный, то может возникнуть конфликт.
Вкладка фракция
На вкладке Фракции, которую можно вызвать клавишей 8, вы сможете регулировать все свои политические действия. При открытии вкладки вас может поразить количество всех цифр, значков и т.д.
Есть 2 важных вкладки, которые связывают персонажей и развивают политику:
- Влияние. Влияние говорит вам, насколько лоялен к вам тот или иной высокопоставленный человек. Но самое главное – вы узнаете, насколько влиятельным сами являетесь, что делаете для населения и прочих вассалов. Если вассал имеет больше влияния, чем его король, он начнет думать о восстании, а показатель Лояльность будет занижен.
- Лояльность – это второй и, пожалуй, самый важный фактор политики. Лояльность показывает во всех деталях, насколько предан вассал по отношению к вам, а также – каков шанс, что он поднимет бунт. Лояльность считается низкой на уровне 2 из 10, а когда она становится равной нулю – вассал бунтует. Предполагается, что после такого ваш генерал или любой другой высокопоставленный деятель восстанет вместе со всей подконтрольной армией. Считаются даже те отряды, которые стоят в гарнизоне в его провинции. Легче, конечно, когда у таких людей нет статуса губернатора. Если вы чувствуете, что не сможете повысить лояльность, то можете снять с поста человека с низким показателем. Таким образом, рискованно даже пестовать таких вассалов деньгами, потому что у них появится отрицательная черта Жадность.
Политические действия («интрига») и обеспечение лояльности
В левом нижнем углу вкладки фракции вы можете увидеть несколько политических действий (побуждений), которые вы можете предпринять в отношении рассматриваемого вассала (выбирается путем нажатия на его / ее портрет на вкладке фракции). Наведя курсор на них, вы узнаете, что они делают, но важно отметить, что они стоят (много) денег. Определенные действия, которые повышают лояльность: принятие, обеспечение лояльности (= взятка) или снижение влияния персонажа, если оно превышает влияние вашего короля. Еще один жизнеспособный вариант - просто убить персонажа. Мертвецы не могут предать тебя.
Можно выделить 2 основных способа, с помощью которых вы сможете поднять лояльность вассала.
- Сословия – это дополнительные эффекты зданий, о которых я не говорил. Если нажмете на какое-то из зданий, то сможете увидеть строку + X имущество. С помощью такого эффекта можно улучшить лояльность Для этого перейдите на вкладку Губернаторы и сословия, которая находится во Фракциях. Таким образом, вы сможете подарить замок или какое-то другое здание выбранному человеку. Предоставление кому-либо имущества увеличивает лояльность и влияние. Так же есть функция изъятия имущества, но из-за этого вас начнут ненавидеть, а лояльность снизится. Поэтому в большинстве случаев это плохая идея.
Кроме того, вам стоит остерегаться вассалов с Жадностью, ведь как только у вас будет слишком много личных владений, их лояльность будет автоматически снижаться. - Службы. Существуют специальные службы, которые могут быть предоставлены персонажам для повышения их лояльности и других характеристик. Все это работает абсолютно аналогично по отношению к регулированию имущества.